15 важных фильмов ОМКФ-2017

Каждый год ОМКФ диктует темы и фильмы, которые мы будем смотреть и жарко обсуждать еще долгое время. Новое украинское кино, гала-премьеры мирового кинематографа, смелая конкурсная программа…, всегда есть из чего выбрать даже самому искушенному зрителю. Вот только нелегко сделать этот выбор, ведь дней мало, а фильмов много.

И вне фестиваля, дней тоже так мало, а фильмов вокруг так много. Из сотен фильмов ОМКФ-2017,  я отобрала 15 лет, на которые, считаю, стоит потратить время.


Уровень черного (Украина, 2017, реж. Валентин Васянович) 

Этот фильм понравился ровно такому же количеству людей, которому и не понравился. Один из тех многих украинских фильмов, когда люди выходят из зала с весьма смутным настроением, и слышишь среди реплик или дикое восхищение, или более типичное «лучше б на море пошли». Блюдо для кино-гурманов, не иначе (хотя в массовом прокате появится уже с 31 августа).

«Уровень черного» в этом году один из фильмов-номинантов, который могут отправить от Украины на «Оскар». Он вполне впишется в всегда серьезную, исполненную драм и трагедий, категорию «Фильмы на иностранном языке».

На экране Костя, ему 50, и середину жизни он встречает не в лучшем ракурсе. Да и в целом его жизнь сложно назвать счастливой. Только счастье других он всегда видел через объектив своей камеры. Заветный юбилей ознаменовывает в жизни фотографа череду потерь: отца (и без того парализованного), единственной подруги, даже кота. И пришло время все переосмыслить. Фильм без слов, и без них все ясно.

Король бельгийцев (Бельгия, Болгария, Нидерланды, 2017, реж. Петер Бросенс, Джессика Хоуп Вудворт)

Бесспорное и ожидаемое, честное гран-при фестиваля. Фильм, который существенно разбавил хорошим юмором международную конкурсную программу. Хотя, как и положено, в правильном европейском кино, шутки — это вершина айсберга.

Николас III — король Бельгии, вся жизнь которого давно решена за него, и он в ней не имеет ни права, ни голоса. Что одеть, что сказать, куда поехать и какой фильм о нем снять — все решает большая команда короля. И вот на съемках такого документального кино о жизни Николаса мы и присутствуем.

В рамках дружеского визита короля приглашают в Стамбул. И пока он в Турции, в Бельгии тем временем происходит переворот, и ему необходимо срочно вернуться в страну. Как назло погодные условия парализовали все авиа-сообщения по Европе, но король решает добраться любыми способами. Болгария, Албания, Македония и другие «дикие» для Николасы уголки Европы превращают его поездку в настоящее приключение, которого ему так не хватало, чтоб почувствовать настоящую жизнь.

На грани (Франция, Германия, 2017, реж. Фатих Акин)

Одна из нескольких каннских ласточек, которую ждали. И не зря. Фильм, который смотришь, не прерываясь на экран смартфона, на часы, чтобы узнать сколько ж еще осталось, и при этом постоянно на нерве, на надрыве, с бешеной жаждой справедливости.

Катина семья, муж и сын, погибают в Германии, в результате теракта. В ходе следствия выясняется, что это было спланированное убийство неонацистов, неофашистов, против ее мужа, мигранта из Турции. Виновных нашли, но вот получат ли они заслуженное наказание?!

На самом деле история куда глубже, чем кажется на первый взгляд. Немецкое правосудие, отношения к мигрантам, и действительно возбухающая по всему мира волна неофашизма. Несколько иной взгляд на все эти

Вечеринка (Великобритания, 2017, реж. Салли Поттер) 

Приготовьтесь к эмоциональному взрыву. Фильм черно-белый и красивый, с хорошим юмором (хоть и драма) и меткими диалогами, роскошный актерский состав (Патриша Кларксон, Киллиан Мерфи, Бруно Ганц, Черри Джоунс, Емили Мортимер) и, черт возьми, шикарная развязка. Лучшего фильма-закрытия фестиваля и быть не могло.

Это тот случай, когда краткость — действительно сестра таланта: вы не успеете оглянуться, как наступит роковой финал. Ведь фильм идет всего 70 минут, но в них, кажется, вложили все возможные драмы и темы.

Все начинается с того, что Джаннет, долго строившая свою карьеру в политике, наконец-то достигает должности министра. И поэтому поводу устраивает дома небольшой вечер с близкими друзьями. Но именно в этот вечер ее дорогой муж, который все эти годы помогал ей карабкаться по вершине, расскажет то, после чего исход вечера закончиться с револьвером в руках. А вот на кого он будет направлен…

Моя счастливая семья (Грузия, Франция, Германия, 2017, Нана Эквтимишвили, Саймон Гросс)

Для любителей фильмов с национальной спецификой. Когда знакомясь с той или иной историей, ты познаешь культуру, нравы, жизненную философию той или иной страны. Здесь в придачу есть еще драмы, семейная и любовная, личная и публичная, и на выходе имеем что-то поистине прекрасное.

Это история Марианны. Ей 52 года, она учитель и живет вместе с родителями, мужем, детьми и зятем в трехкомнатной квартире, где постоянно заседают друзья семьи и родственники. Казалось бы, при таком раскладе, она должна быть типичной счастливой грузинской женщиной, варить хинкали, печь хачапури, запивать все это вином и танцевать.

Но вот однажды, в день своего рождения, она решает уйти из дома и жить одна. Ей захотелось сбежать из такого, пусть и милого, семейного, но балагана. Но это оказалось еще сложнее.

Если б ушел ее муж, его бы просто побили ее братья и выгнали из семьи. А когда из грузинского дома уходит женщина…, это уже серьезно. Пусть даже, если она просто захотела немного пожить для себя.

Чтоб быть уверенным (Франция, Бельгия, 2017, реж. Карин Тардье)

Умеют французы и рассмешить, и до слез довести, чтоб в итоге, все, что  захочется сказать было только: «Браво!». Вечная тема отцов и детей, перекрестные любовные линии, и всем дорогое и близкое сердцу повторение младшим поколением ошибок старшего поколения… И юмор. Отличный юмор!

Что делать когда ты вдруг узнаешь, что возможно твой отец совсем не твой отец? А в это время твоя дочь беременна и даже не имеет понятия от кого. А женщина, в которую ты впервые за последние много лет влюбился, может оказаться твоей родной сестрой. И еще много-много всяких «а» и «но», которые не только делают жизнь сложнее, но и, в конце концов, делают ее похожей на настоящую жизнь.

Габриель и гора (Бразилия, Франция, 2017, реж. Феллипе Барбоса)

Фильм из категории «важно посмотреть, пока молодой».

«Габриель и гора» — реальная история о путешествии Габриэля Бумана из Бразилии. Молодой парень, у которого есть семья, любимая девушка, который поступил в престижный американский университет и вот-вот должен был отправиться на учебу, решил перед этим отправиться в путешествие, о котором давно мечтал — по Африке.

Фильм снят на реальных событиях, из дневника Габриеля, который отыскали его друзья. Ведь сам Габриель погиб в этом путешествии. Это не просто фильм, но и хороший учебник. Который учит не тратить время зря, но и не спешить взбираться на самую высокую вершину.

По ту сторону надежды (Финлядия, 2017, реж. Аки Курисмяки)

Ожидаемый шедевр от Аки Курисмяки. История более, чем актуальная. Халед с сестрой, после того как их дом в Алеппо взорвали и вся семья погибла, решает бежать в Европу. В результате переполоха на границе в Турции, они с сестрой потерялись, а Халед удивительным образом добрался до порта в Хельсинки.

Будучи хорошим парнем, он честно идет и сдается в полицию. Которая логично определяет его в «логово беженцев», но спустя время, которое было для Халеда испытанием, ведь местные то и дело норовили побить, зарезать, ограбить мигранта, органы власти выдают документ на депортацию Халеда, аргументируя, что Финляндия не видит угроз для жизни в Алеппо. В общем, и там не без нашей родной бюрократии.

И Халед сбегает. Живет на улицах, где спустя время встречает Викстрёма, который недавно ушел от жены и решил исполнить мечту всей жизни: иметь свой ресторан. Но Викстрем в этом ничего не понимает, и дела не идут. Но одно умеет точно — это помогать, и Халед это поймет как никто другой.

Сюжет не предвещает смеха, правда? Но порой на показе люди просто рвали животы, потому что Курисмяки смог сделать эту историю и комедийной. Правда, показал финов очень уж странным и потешным народом. Но и, как в любой хорошей комедии, есть над чем пострадать и подумать.

В общем, браво! И да, любителям красивых кадров смотреть обязательно.

Двуличный любовник (Франция, Бельгия, 2017, реж. Франсуа Озон)

 

Роковое искушение (США, 2017, реж. София Коппола)

Женская сущность как она есть. Фильм идеальный для фанатов Николь Кидман (одна здесь, как всегда, прекрасна и харизматична) и женоненавистников (после этого фильма и сама начинаю опасаться коллег по биологической принадлежности).

А история такая. В американскую девичью школу (конца XIX века), где без молитвы не обедают, а мужчину можно было увидеть только в учебнике, попадает раненный солдат, капрал. Да еще и из воюющего лагеря, при этом весьма привлекательный. По доброте девичьей, дамы решили его втайне приютить и помочь вылечиться. Со временем девушки не только привыкают к капралу, но и испытывают к нему влечение. И начинается настоящая борьба за его сердце, ну, или тело. А вот чем она закончиться…, смотрите сами.

София Коппола хорошая дочь своего отца.

Молодая девушка 90 лет (Франция, 2016, реж. Валери Бруни-Тедески, Ян Коридиан )

Документальный фильм. О клинике, где доживают свои дни старики с синдромом Альцгеймера, и куда попадает известный хореограф Тьерри Тье Ньянг, чтоб как-то поспособствовать их возможной реабилитации.

Фильм был снят всего за 5 дней, это некое кино-наблюдение. Но возникает ощущение, что это хорошо срежиссированная драма. Ведь в Тьерри влюбляется 92-летняя Бланш, которая, словно молодая девчонка, становится взволнованной и отчаянной.

Очень трогательная история. До мурашек.

Ни тут, ни там (Франция, Израиль 2016, реж. Майсалун Хамуд)

История 3-х палестинок, которые переехали жить в Тель-Авив. И пытаются найти хотя бы здесь свое место. У каждой из них своя история: Нур девушка строго религиозная и без «Алейкум Салям» даже еду не готовит. Лейла наборот, настолько сильная и независимая, красивая и яркая, что мужчины ею не только восхищаются, но и боятся. Она сама себя обеспечивает, работает адвокатом, и вы не увидите ни одного кадра, где она была бы без сигарет. Третья мадам (уж простите, забыла имя), пока родители долгими месяцами подбирая кандидатов на ее руку и сердце и устраивали им званные обеды, влюбляется в девушку. За что потом хорошенько отхватывает по зубам (в прямом смысле) от отца.

Так и живут, между гендерным неравенством, религией и современным миром, между свободой и семейными устоями, в конце концов между Европой и Азией, но ни тут, ни там.

Кроткая (Украина, Франция, Германия, Нидерланды, Литва, Россия 2017, реж. Сергей Лозница)

 

Аритмия (Германия, Россия, Финляндия, 2017, реж. Борис Хлебников)

Ржака (Украина, 2017, реж. Дмитрий Томашпольский)

Название смешное, жанр «комедия», но на самом деле ничего веселого в этом фильме не увидеть. Да и фильмом это назвать сложно (это я не в плохом смысле), это скорее слезы служителей отечественной киноиндустрии, которые льются глядя на украинский кинематограф. Горькие слезы.

Сюжет пересказать сложно, столько линий, характеров и событий в нем переплетается, да и по сути — это все фильмы в фильме. На экране разворачивается ну очень гиперболизированная история создания кино в Украине, история о том, как типичная «ржака» становится «замкненим колом». Выйдем ли мы из него?!

N. Drizitskaya

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *